Четверг, 17.01.2019, 06:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска "Средняя общеобразовательная школа №135 имени Героя Советского Союза Алексея Петровича Дмитриева"

Меню сайта
Важно!
Категории раздела

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Использование потенциала традиционных народны игр на уроках физической культуры для развития лидерских качеств младших школьников»

«Использование потенциала традиционных народны игр на уроках физической культуры для развития лидерских качеств младших школьников»

Учитель физической культуры Макарова Елена Георгиевна

            В последние годы современные школьники отдают предпочтение компьютерным играм, просмотру мультфильмов, занятиям с конструктором и другим малоподвижным видам деятельности. Народные игры почти исчезли из досуга детей. А ведь русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней, передаваясь из поколения в поколение. Они оказывают большое влияние на развитие умственных способностей, воспитывают характер и нравственные качества обучающихся.

           Большинство народных игр коллективные, командные, что позволяет активно использовать их на уроках физической культуры для развития лидерских качеств школьников. Правила народных игр просты и доступны для детей, что позволяет привлекать к их проведению и организации не только признанных лидеров класса, но и ребят, которые пока не могут проявить свои лидерские качества и организаторские способности.

         Задания для команд, предлагаемые на уроках:

         Вариант 1

  1. Выберите капитана команды.
  2. Изучите правила игры.
  3. Распределите обязанности и роли.
  4. Попробуйте провести игру в своей команде.
  5. Подумайте, как лучше объяснить правила игры другим командам.
  6. Подумайте, как организовать игру всего класса.
  7. Подведите итоги и оцените свою работу.

Вариант 2 (в данном случае команде должно быть дано домашнее задание, см. Вариант 1, игры можно распределить между командами, можно дать задание: самостоятельно выбрать игру)

  1. Выберите капитана команды.
  2. Внимательно проследите за игрой.
  3. Попробуйте понять правила игры.
  4. Сформулируйте правила игры, если вы их поняли.
  5. Распределите обязанности.
  6. Расскажите правила игры консультанту (игрок команды, представлявшей игру).
  7. Если правила поняты правильно, проведите игру в своей команде.
  8. Подведите итоги и оцените свою работу.

Самостоятельную работу команд следует начинать на материале более простых в проведении и организации игр, постепенно переходя к сложным командным играм, таким как лапта.

Правила игр

«Лапта»

Так как правила игры в русскую лапту могут варьироваться, рассмотрим наиболее упрощенные и популярные из них.

Для русской лапты нет лучшего места, чем широкая лужайка. Подойти может и любая ровная площадка больших размеров. На крайний случай можно обойтись и площадками меньших размеров, если очень хочется поиграть. В интернете можно без труда найти схему площадки для игры. Не особо углубляясь в места действий, уделим больше внимания правилам игры в русскую лапту.

Что используется при игре в лапту?

§   Мяч (теннисный – отличный вариант);

§   Бита из дерева, она же лапта (длина 80-90см).


Биту можно использовать и бейсбольную. В игре принимают участие две равные по количеству игроков команды. Все в каждой команде может быть до 10 человек. Каждая команда должна иметь свой цвет одежды, отличный от соперников. Капитаны команд разыгрывают, какая из сторон станет бьющей (и займет линию города), а какая водящей (займет все поле).

После одного короткого свистка судьи игроки занимают места. Нападающие посылают своего участника в площадь подачи, тогда как остальные выстраиваются по боковой линии города. Капитан размещает их за подающим, на площадке очередности.

Водящие выбирают одного из своих игроков и посылают его на «пятачок» (круг с которого подается мяч). Капитан водящих расставляет своих игроков по всему полю.

Как только команды готовы, звучат два коротких свистка судьи.

Подающий игрок подбрасывает мяч над «пятачком», бьющий игрок в центре площади города бьет по мячу, с целью отправить его как можно дальше за линию дома. Если мяч перелетел контрольную линию, то удар считается состоявшимся. Сразу после удара бьющий бежит изо всех сил через всю площадку для игры к линии кона. Ему нужно успеть добежать, пока соперники не поймали мяч; а если получится вернуться назад в город, то он еще получит дополнительное очко.

Водящие должны поймать или подобрать мяч, пока бежит бьющий. Они также могут и должны осалить его мячом во время бега.

Если бьющий смог пробежать до кона и обратно, и в него не попали мячом – он принес команде 2 очка. Если добежал до кона, но не рискнул вернуться в город – остается там и ждет, пока следующий бьющий сделает удар. После этого, если добежит благополучно до города, заработает 1 очко для команды. Потом он занимает крайнюю позицию в городе и имеет право на три удара.

Водящие после удара нападающих должны поймать мяч с лета. Это оценивается в одно очко. После этого команды меняются сторонами. Если мяч подобрали, нужно осалить им соперника. Водящие возвращают мяч в город, при этом игра останавливается. Если перебежчик успел до этого забежать за середину поля – идет дальше, не успел – идет назад.

Партия выиграна, если после осаливания перебежчика, водящие успели убежать в город или дом.

Правила игры в русскую лапту предусматривают, что играть в нее могут как мальчишки, так и девчонки. Всего две партии, каждая по двадцать минут. Заканчиваются по одному длинному свистку судьи. Команда, набравшая наибольшее количество очков, побеждает.

«Городки»

Бросками бит (палок) необходимо выбить из «города» (площадки — 2х2 м) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических деревянных столбиков. Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковую линии «города». Главная задача — затратить на выбивание 3 фигур как можно меньше бросков. Команды осуществляют бросок по очереди. Побеждает та команда, которая выбьет 3 фигуры быстрее. Победившая команда набирает 2 балла, ничья – 1 балл, проигрыш – 0.

Игра формирует командный дух, глазомер, чувство равновесия.

«Бабки»

Играют две команды. С определенной дистанции необходимо попасть «биткой» по расставленным на земле «бабкам», и сбить одну или несколько. Команды осуществляют бросок по очереди. Та команда, что выбьет больше «бабок» из фигур, становится победителем.

Игра тренирует участников в меткости и точности, развивает глазомер. Также направлена на укрепление команды.

«Шапки»

Основная задача для любых вариантов старинной воинской игры – это снять шапку с противника и не дать снять шапку с себя.

Существует четыре основных разновидности игр:
а) один на один.
б) команда на команду.
в) каждый сам за себя.
г) сюжетные разновидности.

1. ХАРАКТЕР И СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ
Состязания проводятся в огороженном пространстве, размер и форма которого значения не имеют, это может быть квадрат 6х6 или 8х8, или 9х9 или круг или восьмиугольник и т.д. Важно только наличие ощутимой границы будь то канат, цепь или шнурок.
Покрытие может быть и мягким и твёрдым, твёрдое даже предпочтительнее.
На соперниках шапки разного цвета. Побеждает спортсмен, снявший шапку с противника первым.
Внутри категории спортсмены соревнуются каждый с каждым. При равном количестве побед претенденты проводят дополнительные схватки. В конце соревнований между победителями внутри категорий допускается, по желанию, абсолютное первенство.
ВРЕМЯ поединков не ограничено, заканчивается схватка первым снятием шапки.
ФОРМА одежды: не травмирующая спортивная обувь, верх с короткими рукавами, низ штаны или шорты.
2. ЗАПРЕЩЁННЫЕ И РАЗРЕШЁННЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
Во время состязания допустимо: отводить руки соперника, перемещаться в пределах огороженной площадки, мешать движениям соперника, применять весь спектр уходов, уклонов, вращений, перемещений и обманных движений, которыми владеет спортсмен.
Так же допустимо поправлять шапку смещённую, но не снятую с головы. При этом НЕ ДОПУСКАЕТСЯ удерживание шапки в момент, когда её пытается снять соперник.
ЗАПРЕЩЕНЫ: любые удары, а так же жёсткие толчки и подножки способные привести к травме соперника.
Запрещены захваты за одежду.
Запрещено продолжение состязания после снятия шапки. В любой разновидности игры в «ШАПКИ», кроме некоторых сюжетных, спортсмен, лишённый шапки прекращает состязание и покидает площадку.
ОСОБОЙ ОСТОРОЖНОСТИ требует сам момент снятия шапки, так как пальцы руки тянущейся к голове за шапкой представляют серьёзную опасность для глаз соперника. Поэтому подносимая к голове противника рука должна быть обращена пальцами в противоположную сторону, а осуществлять захват шапки и соответственно доворот пальцев к голове противника уже в непосредственной близости от его шапки.
3. КАТЕГОРИИ СПОРТСМЕНОВ.
Определяющим фактором в распределении участников по категориям является не возраст и не вес, а РОСТ.
Участники, независимо от возраста, делятся на категории с грградацией в пять сантиметров.
4. ПРАВИЛА СУДЕЙСТВА.
Единственным критерием победы является снятая шапка.
Однако как судьями, так и зрителями оценивается зрелищность проведения схватки, оригинальность приёма, которым была снята шапка, что, если и не влияет на оценку исхода состязания, то весьма влияет на популярность и рейтинг спортсмена.
В случае, когда невозможно определить, кто первым снял шапку, спортсменам предоставляется дополнительная попытка.
ОТДЕЛЬНОЙ разновидностью игры может считаться, или быть развитием темы абсолютного первенства, противоборство с несколькими соперниками, где побеждает спортсмен, снявший шапки с большего количества одних и тех же противников.

Дисквалификация или отстранение спортсмена от соревнований происходит в случае несоблюдения правил или некорректного поведения по отношению к участникам.

«Бой петухов»

Играющие делятся на две команды и становятся в 2 шеренги одна против другой. Между ними чертится круг диаметром 2 м. Каждый из игроков будет «петухом». По сигналу ведущего «петухи» должны начать драку. «Петухи» становятся в круг на одной ноге, другую подгибают, руки держат за спиной, они стараются вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удается - получает очко для своей команды. После того, как все примут участие в игре, начинается подсчет очков. Выигрывает команда, получившая больше очков.

Правила:

1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу

2. Запрещаются толчки в грудь, в спину

3. Можно выполнять обманные движения

4. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры

5. Выигрывает команда, получившая большее количество очков

«Ястребки»

Две команды по очереди выставляют участников для данной игры, обучающей терпению, точности и развивающей равновесие.

На лежащее толстое бревно (или на низкую скамейку) лицом друг к другу садятся на корточки двое играющих (на расстоянии протянутой руки). Закрывая левой ладонью правую щёку и ухо (или правой – левую щёку и ухо), играющие поочерёдно принимают удары от соперника. Удары наносятся точно по раскрытой ладони. Цель – вывести соперника из равновесия или сбить на землю. Зачёт идёт по 3 очкам, - выигрывает набравший большее количество очков за 3 удара.

«Большая скакалка»

Ведущие вращают большую скакалку. Участник должен перепрыгивать через вращаемую ведущими большую скакалку. Игра продолжается, пока участник не запнется.

Учитывая факт, что команда набирает очки по общему количеству прыжков, - игра вырабатывает командный дух, желание поддержать товарищей, - а также развивает центр равновесия, смелость и точность.

«Чехарда»

Чехарда - игра, участники которой поочерёдно прыгают через своих партнёров, стоящих в согнутом положении. Чехарда развивает ловкость, координацию движений, глазомер, смелость, уверенность и силу в руках и ногах.
Описание игры:
В игре могут участвовать два и более игроков. Все играющие становятся на расстоянии примерно пяти шагов друг за другом. Затем они, опираясь на на одну согнутую в колене ногу, нагибаются, кроме последнего. Последний участник, с разбега, по очереди, перепрыгивает через других играющих. Он может помогать себе, опираясь руками об их спины. В ходе игры, чтобы усложнить задачу тех, кто перепрыгивает, участники постепенно выпрямляются. Кто успешно перепрыгнул - встает впереди. Выбывают из игры те играющие, которые не смогли перепрыгнуть.
Правила: игры:
Водящий сгибается и находится все время в таком положении. Все игроки по очереди стараются через него перепрыгнуть. Когда все игроки по очереди перепрыгнули через водящего, он немного разгибается и все повторяется снова. При этом каждый следующий «раунд» такой игры является немного сложнее за предыдущий, поскольку с каждым разом водящий все больше и больше разгибается, а следовательно игрокам все тяжелее и тяжелее его перепрыгнуть. Когда кто-то из игроков задевает водящего - игра останавливается и задевший теперь становится водящим. В игру играют до тех пор, пока есть желание. Если посредине игры присоединяется новый участник - он и становится водящим.

Категория: Мои статьи | Добавил: школа (09.01.2019)
Просмотров: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Прием завершён.
Газета школы
Дневник.ру

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz